Влияет ли политическая обстановка на российских инвесторов и стартаперов в Кремниевой долине?

Влияет ли политическая обстановка на российских инвесторов и стартаперов в Кремниевой долине?

Анастасия Витрук,

предприниматель, эксперт по маркетингу и развитию бизнеса в сфере fashion-tech

Политико-экономические отношения России и США остаются непростыми: несмотря на то, что за последние годы напряжение спало, и новых информационных скандалов и санкций не было, ситуацию сложно назвать стабильной. А как это влияет на обстановку в Кремниевой долине? Рады ли там нашим стартаперам или деньгам российских инвесторов — или они сталкиваются с какими-то трудностями?

Совместное развитие, а не конфликты

Если вы — молодая российская команда, которая хочет развиваться в Долине, то сложности у вас, конечно, будут — как и у всех. Однако большая политика вряд ли помешает. Чтобы привлечь деньги американских инвесторов, вашему стартапу нужен интересный и перспективный продукт, поэтому важно изучать рынок и оценивать отрасль, в которую вы идёте. К примеру, сегодня в Калифорнии больше всего людей заняты в сфере социальных медиа и развлечений, а фэшн-индустрия, которой занимаюсь я, на втором месте: в сектор занимает порядка 11% рынка труда. Поэтому стартапы, касающиеся Fashion Tech, имеют большие перспективы. А уж на каком языке разговаривают их создатели — дело десятое.

То же можно сказать и инвесторам — если вы планируете перевести часть своего портфеля в инвестфонды в США, управляемые выходцами из России, или хотели бы вложиться в проекты Силиконовой долины, никаких повышенных рисков из-за гражданства возникнуть не должно.

Кремниевая долина привлекает предпринимателей со всего мира. Здесь можно встретить стартапы из Европы, Индии, Китая, Ближнего Востока, СНГ и, конечно, России. Поэтому происхождение основателя компании или его команды — совершенно неважный момент. Да и вообще, бизнесмены и деловые люди считают, что нужно развиваться и сотрудничать, а не конфликтовать из-за политики.

Идите официальным путём

Перед тем, как приступить к работе в Кремниевой долине, ваш стартап необходимо зарегистрировать в юрисдикции США. В этом случае де-юре команда будет американской компанией, работать тоже нужно будет в соответствии с законами страны. А значит, ситуация, в которой вы столкнётесь с какими-то административными барьерами или сложностями из-за своего российского гражданства или места рождения, указанного в паспорте, практически исключена.

Безусловно, исключения могут быть — если ваш проект связан с социальными сетями, мессенджерами или кибербезопасностью, риски выше. Дело в том, что эти отрасли власти США особенно оберегают, опасаясь утечек правительственных документов или возможного влияния российских спецслужб. Например, в американских госучреждениях действует запрет на использование продукции «Лаборатории Касперского» (хотя и тут всё работает не на 100%).

Китайцам сложнее

Несмотря на то, что в последнее время власти США ужесточают контроль за иностранными инвестициями, ни одна значимая венчурная сделка с участием российских инвесторов или компаний не была заблокирована. А вот китайцам везёт меньше: их участие в технологическом секторе США вызывает у американских властей большое беспокойство. Поэтому в отношении китайских компаний и инвесторов рассматривается некоторое количество ограничительных мер. 

Вспомним хотя бы случаи, когда комитет по иностранным инвестициям в США блокировал сделки по слияниям и поглощениям американских компаний китайскими. Например, в 2018 году администрация Трампа остановила поглощение компании Qualcomm сингапурской Broadcomm, большая часть которой принадлежит китайским акционерам. Позже китайская компания Alibaba отозвала планы по покупке американского сервиса международных денежных переводов MoneyGram. А буквально на днях администрация Трампа заблокировала сделку по поглощению китайской компанией Beijing Shiji Information Technology Co. американской StayNTouch Inc.

Российские компании и инвестфонды такие сложности не затронули. Например, на американском рынке успешно работает фонд DST Global, основанный Юрием Мильнером, который активно инвестирует в проекты российские деньги. Из последних крупных сделок — инвестиция на 600 млн долларов в американский сервис по доставке еды DoorDash, прошедшая в мае 2019 года.

В общем, если вы хотите развивать свою компанию в Кремниевой долине или инвестировать в американские компании, российское гражданство вам не помешает. Но и не поможет, конечно — язык, на котором разговаривают основатели или команда, отношения к бизнесу не имеет.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER

все эксперты »

Источник: finversia.ru

Добавить комментарий

*

четыре + два =